Косметика – история

Косметика — учение о средствах и методах улучшения внешности человека.

В каждой стране имеется свой собственный список косметики, закреплённый законодательным путём. Так, в некоторых странах мыло не относится к косметике. В России в список косметики входят эфирные масла, основные инструменты ароматерапии.

В Древнем Египте подведение глаз у фараонов не имело отношения к косметике, а было необходимым атрибутом защиты от злых духов. Подводя глаза, египтяне отгоняли духов, которые, как они считали, имеют обыкновение проникать в душу человека через глаза. Масляные ароматные конусы, которые египтяне носили на голове, также не имели отношения к косметике: живя во влажном и жарком климате, они таким способом защищались от лучей солнца и насекомых.

Жители Древнего Рима хорошо разбирались в искусстве макияжа. Они активно использовали kohl (уголь) в качестве краски для век, фукус (focus), в основном, красного цвета,— для щёк и губ, воск— в качестве средства для удаления волос, ячменную муку и масло— для удаления прыщей, а пемзу— для отбеливания зубов. Они также красили волосы в чёрные или светлые цвета в зависимости от веяний моды.

В Европе в средневековый период было модно иметь бледные лица. Богатые люди, которым не было нужды работать на открытом воздухе и подвергать свои лица загару, подчёркивали своё благосостояние именно тем, что имели бледный цвет лица. Испанские проститутки, наоборот, красили лица в розовый цвет, подчёркивая тем самым своё отличие от бледнолицых женщин высшего общества. В XIII веке женщины, относившиеся к королевскому роду, пользовались губной помадой розового цвета для демонстрации их принадлежности к высшей власти.

В эпоху Итальянского Ренессанса у женщин было в моде красить лица свинцовыми белилами. Свинец вреден для здоровья людей, но в отличие от мышьяковой пудры, он не использовался в качестве отравляющего вещества. В то время в Италии была широко известна пудра под названием «Аква Тоффана» (Aqua Toffana), названная так по имени её создательницы— синьоры Тоффаны. Эта пудра предназначалась только для женщин из богатых семей. В контейнере с пудрой находилось приглашение клиентке посетить синьору Тоффану для получения инструкций по применению пудры. Во время визита женщины синьора Тоффана объясняла ей, что пудрить щеки следует только тогда, когда муж находится рядом. В результате при содействии синьоры Тоффаны шестьсот мужей отправились в мир иной.

В XIX веке декоративная косметика постепенно стала входить в повседневный обиход, то это были уже средства естественных тонов, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет. Но и тогда чрезмерное использование косметики воспринималось негативно и рассматривалось как греховное.

Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов, вплоть до того времени, когда началось массовое производство и повсеместная торговля косметическими средствами. В 1960-х годах произошёл поворот в декоративном оформлении лица: вместо белых губ и египетского разреза глаз в моду вошли фантастические образы, например, нарисованная на лице бабочка. Такое «украшение» было в чести во время загородных прогулок высшего светского общества. Вплоть до конца 1970-х— начала 1980-х годов в моде оставались облики с ярко выраженной подводкой глаз самых разных цветов и оттенков. но и не только,

Промышленному выпуску косметики в России положила начало основанная в 1843 году в Москве фабрика Альфонса Рале. Она выпускала пудру, мыло «Тридас», губную помаду и духи. В 1846 году Рале разрешили печатать российский герб на своей продукции. Магазины его торгового дома находились в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе. После прихода к власти большевиков фабрика Рале была переименована в парфюмерно-косметическую фабрику «Свобода».

В 1864 году в Москве была основана мыловаренная лаборатория Генриха Брокара. Дела пошли успешно, и вскоре фабрика стала выпускать духи и помаду. Брокар был возведён в ранг поставщика двора императорского величества. В 1878 году Брокар удостоился бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже, а, позже, в 1889 году, получил Большую золотую медаль. После революции фабрику национализировали, и она продолжила работу под новым названием «Новая заря».

В 1885 году А.М.Остроумов изобрёл мыло от перхоти, которое сразу же завоевало большую популярность. За мылом последовал крем «Метаморфоза». После революции фабрика Остроумова была объединена с фабрикой Бодло и получила название «Рассвет».

‘Уходовая’ косметика для лица

Такая косметика подразделяется на виды, в соответствии с этапом ухода за кожей, для которого она предназначена. Выделяют ‘уходовую’ косметику для: очищения, тонизирования, увлажнения, питания и защиты кожи. Также косметические средства можно подразделить в зависимости от типа кожи, для которого она подходит: нормального, сухого, комбинированного, жирного, проблемного.

Исследования безопасности ингредиентов косметики можно изучить в CIR и Environmental Working Group, где даны ссылки на исследования ингредиентов.

Международная номенклатура косметических ингредиентов

Бурное развитие косметической промышленности потребовало упорядочить работу с ингредиентами, входящими в состав косметики. Этим занялась основанная в 1894 году организация— The Cosmetic, Toiletry, and Fragrance Association (ныне The Personal Care Products Council). CTFA принадлежит авторство Международной номенклатуры косметических ингредиентов. Первый словарь ингредиентов CTFA выпустили в 1973 году. Он включал всего 5 тыс. ингредиентов. Каждому был присвоен свой номер согласно «Chemical Abstract Service Registry» (CAS). В 1994 году было выпущено уже пятое издание словаря, который назывался International Cosmetic Ingredient Dictionary и содержал 6000 ингредиентов. В 2006 году выпущено 11 издание, но уже под названием Номенклатуры International Nomenclature of Cosmetic Ingredient (INCI), в которой содержалось более 13 тыс. ингредиентов (за 12 лет количество ингредиентов увеличилось больше чем в два раза).

В 2010 году было выпущено 13-е издание номенклатуры «International Cosmetic Ingredient Dictionary & Handbook», в которую включено уже 17,5 тыс. ингредиентов.

В России не существует единого словаря косметических ингредиентов. Однако в законодательных актах упоминается INCI и даются следующие рекомендации: «По усмотрению изготовителя допускается указание списка ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (International Nomenclature of Cosmetic Ingredients, INCI) с использованием латинской графической основы».

Правила маркировки косметики

Технический регламент Таможенного союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»

Статья 5. Требования к парфюмерно-косметической продукции.

9. Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции

9.1. Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путём нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учётом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11).

9.4. Предусмотренная пунктом 9.2. настоящей статьи информация должна быть чёткой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению.

Аллергическая реакция возникает тогда, когда иммунная система организма вступает в реакцию с веществом, которое обычно не вызывает таких реакций у других людей. Симптомами аллергии являются: зуд, образование опухолей на коже, сыпь. Появления простых аллергических реакций можно избежать, если прекратить пользоваться косметическими средствами, вызывающими негативный эффект. Определить такие средства можно, только проконсультировавшись у врача или в результате проведения кожной аллергической пробы.

Акне и угри с черными головками (комедоны)

Угри с черными головками возникают тогда, когда волосяные мешочки или сальные железы кожи оказываются заблокированными жирной смесью, состоящей из кожного сала (натуральный кожный жир) и кератина (грубый волокнистый белок, который покрывает кожу, волосы и ногти). Эта смесь затвердевает и превращается в пробку, которая при соприкосновении с воздухом приобретает чёрный цвет. Если в такие пробки попадают бактерии и обретают способность размножаться, то угри с черными головками становятся инфицированными и образуются красные прыщи— акне. Одной из причин возникновения акне являются масляные или жирные вещества, которые проникают в поры кожи вместе с косметикой и закупоривают их.

Стандарты натуральной косметики

1 сентября 2009 года Европейские сообщества при участии BDIH (Германия), Bioforum (Бельгия), Cosmebio & Ecocert (Франция), ICEA (Италия) и Soil Association (Великобритания) приняли стандарт (Cosmos-standard) натуральной косметики и косметики «органик».

В состав натуральной косметики и косметики «органик» должны входить пять видов ингредиентов: вода, природные минералы, растительные ингредиенты, которые получают физическими и химическими методами, а также другие группы ингредиентов.

Производители косметики, которые заявляют о своей продукции как о натуральной, обязаны предоставлять следующую информацию: происхождение и способ получения ингредиентов, полный состав косметики, условия хранения, производства и вид и качество упаковки, состояние окружающей среды, различные сертификаты соответствия.

Для того, чтобы продукция определенного бренда была сертифицирована как «органик» или как «натуральная», 95% всех используемых в составе натуральных ингредиентов должны быть произведены физическими методами и не меньше, чем 20% косметики одного бренда должно иметь сертификаты «органик». Исключение составляет быстро смываемая косметика (rinse-off— например, очищающие средства), лосьоны и пудра. Не меньше 10% такого вида косметики может быть сертифицировано как «органик».

Также в Cosmos-standard подробно описана тара, в которой органическая косметика может храниться. В частности, запрещено хранить такую косметику в пластиковой таре.

Отличительным знаком для натуральной косметики и косметики «органик» является маркировка косметики обозначениями: «Cosmos-Organic» или «Cosmos-Natural». В названии косметики не допускаются обозначения типа «organic shampoo» ит.п. Правильное написание: «Shampoo with organic jojoba oil».

One Comment

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *